Локальные нормативные акты

Контрольно-счетная палата города Челябинска является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.

Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города Челябинска»

Стандарт внешнего муниципального финансового контроля
«Порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города Челябинска»

 

1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города Челябинска» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с:
– Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ);
– Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон о КСО);
 – Решением Челябинской городской Думы от 27.09.2011 №27/2 «Положение о бюджетном процессе в городе Челябинске» (далее – Положение о бюджетном процессе);
– Решением Челябинской городской Думы от 27.09.2011 № 27/13 «Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате города Челябинска, ее структуре и штатной численности» (далее – Положение о КСП города Челябинска);
– Регламентом Контрольно-счетной палаты города Челябинска (далее – Регламент);
– Решением Челябинской городской Думы от 28.02.2012 № 32/32 «Об утверждении Порядка осуществления внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города Челябинска».
1.2. Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 № 21К (854)), на основе СФК (типовой) «Проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета совместно с проверкой достоверности годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств», утвержденного решением Президиума Союза МКСО (протокол от 25.09.2012 № 4 (30), п.6.2.).
1.3. Стандарт предназначен для использования сотрудниками КСП города Челябинска в практической работе при организации и проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города Челябинска в целях обеспечения законности, эффективности и объективности их контрольной деятельности.
1.4. Целью стандарта является установление единых организационно-правовых, информационных, методических основ проведения внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета города Челябинска (далее по тексту - внешняя проверка), включающей внешнюю проверку бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС) и подготовку заключения КСП на годовой отчёт об исполнении бюджета города Челябинска.
1.5. Задачи стандарта:
определение общих правил и процедур проведения внешней проверки;
определение методических основ проведения внешней проверки и подготовки заключения КСП;
определение структуры, содержания и основных требований к заключению КСП на проект решения Челябинской городской Думы об исполнении бюджета города Челябинска.

 

2. Содержание внешней проверки

2.1. Целью проведения внешней проверки является:
установление законности, степени полноты и достоверности представленной бюджетной отчётности, а также представленных в составе проекта решения Челябинской городской Думы об исполнении бюджета города, документов и материалов; соответствие порядка ведения бюджетного учета законодательству Российской Федерации;
установление достоверности бюджетной отчетности ГАБС;
установление соответствия фактического исполнения бюджета его плановым назначениям, установленным решениями Челябинской городской Думы;
оценка эффективности и результативности использования в отчётном году бюджетных средств;
выработка рекомендаций по повышению эффективности управления муниципальными финансами и муниципальным имуществом;
подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета города.
2.2. Основными задачами проведения внешней проверки являются:
проверка соблюдения требований к порядку составления и представления годовой отчетности об исполнении бюджета города;
выборочная проверка соблюдения требований законодательства по организации и ведению бюджетного учета;
проверка и анализ исполнения бюджета города по данным годового отчета, выявление нарушений и отклонений в процессах формирования и исполнения бюджета, своевременное предупреждение факторов, способных негативно повлиять на реализацию бюджетного процесса города Челябинска;
решение прочих контрольных и экспертно-аналитических задач, направленных на совершенствование бюджетного процесса в целом;
определение степени выполнения бюджетополучателями плановых заданий по предоставлению муниципальных услуг.
2.3. Предмет внешней проверки:
годовая бюджетная отчётность ГАБС, дополнительные материалы, документы и пояснения к ним;
годовой отчёт об исполнении бюджета за отчётный финансовый год.
2.4. Объектами проверки являются ГАБС (главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета).

 

3. Методические основы проведения внешней проверки

Методической основой внешней проверки является сравнительный анализ показателей, составляющих информационную основу, соответствия отчёта об исполнении бюджета города решению о бюджете на очередной финансовый год, требованиям БК РФ и нормативным правовым актам Российской Федерации, Челябинской области и города Челябинска.
Основным методологическим принципом является сопоставление информации, полученной по конкретным видам доходов, направлениям расходования средств бюджета муниципального образования, с данными, содержащимися в бухгалтерских, отчётных и иных документах проверяемых объектов.
В целях определения эффективности использования средств бюджета города возможно сопоставление данных за ряд лет.
Основными приёмами финансового анализа по данным бюджетной отчётности являются:
- чтение отчётности,
- горизонтальный анализ,
- вертикальный анализ.
Чтение отчётности представляет собой информационное ознакомление с финансовым положением субъекта анализа по данным баланса, сопутствующим формам и приложениям к ним.
В ходе горизонтального анализа осуществляется сравнение каждой позиции отчётности с соответствующей позицией предыдущего года. Кроме того, в ходе такого анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных показателей отчётности за определённый период и построение аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста.
Цель вертикального анализа - вычисление удельного веса отдельных статей в итоге отчёта, выяснение структуры. Вертикальный анализ заключается в определении структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

 

4. Организация внешней проверки

4.1. Внешняя проверка проводится на основании плана работы КСП на текущий год. Внешняя проверка начинается с издания распоряжения руководителя КСП, определяющего ответственных исполнителей по каждому мероприятию.
4.2. Внешняя проверка включает в себя:
проверку бюджетной отчетности ГАБС,
проверку годового отчета об исполнении бюджета города Челябинска,
оформление заключения на годовой отчёт об исполнении бюджета.
4.3. Организация внешней проверки включает следующие этапы:
подготовительный,
основной,
заключительный.
4.4. На подготовительном этапе:
проводится сбор и изучение правовой базы, в соответствии с которой должен был исполняться бюджет города;
проводится изучение публикаций и полученной информации и сведений по запросам;
определяются ответственные лица по внешней проверке годового отчета, бюджетной отчетности и контрольным мероприятиям, необходимым для проверки достоверности данных бюджетной отчетности.
Результатом проведения данного этапа является подготовка программы внешней проверки.
4.5. Основной этап внешней проверки включает:
экспертно-аналитические мероприятия, в том числе:
- анализ данных бюджетной отчетности ГАБС;
- анализ данных годового отчета об исполнении бюджета,
контрольные мероприятия, включающие:
- выборочную проверку достоверности данных бюджетной отчетности с выходом на объект проверки.
Результатами проведения данного этапа внешней проверки являются по итогам камеральных проверок - заключения, по итогам выездных проверок - акты.
4.6. На заключительном этапе оформляется заключение КСП на годовой отчет об исполнении бюджета города.

 

5. Формы и методы проведения внешней проверки

5.1. При проведении внешней проверки осуществляются следующие формы контроля:
экспертно-аналитические мероприятия по анализу данных бюджетной отчётности и иной информации об исполнении бюджета;
контрольные мероприятия по проверке достоверности данных бюджетной отчётности.
5.2. Виды (формы) контрольного мероприятия.
Внешняя проверка в разрезе объектов контроля может проводиться на камеральном и выездном уровне.
Под камеральной проверкой понимается проведение контрольного мероприятия на основании представленных объектом проверки документов (информации) без выхода на объект проверки.
Выездная проверка проводится непосредственно по месту нахождения объекта контроля.
Решение о форме проведения контрольного мероприятия принимается на подготовительном этапе проверки.
5.3. Методы проведения внешней проверки:
сплошная проверка;
выборочная проверка (отбор отдельных элементов).
Определение метода проведения внешней проверки зависит от результатов предварительного изучения деятельности, рисков хозяйственной деятельности объекта проверки, а также возможностей организационного, материально-технического и кадрового обеспечения КСП.
5.4. Процедуры, осуществляемые при проведении камеральной проверки, предусматривают:
- проверку порядка организации и реализации бюджетного процесса в городе Челябинске:
а) проверку соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, муниципальных правовых актов, регламентирующих бюджетный процесс;
б) анализ исполнения бюджета города за отчетный финансовый год (порядок внесения изменений в бюджетную роспись, структура доходной и расходной частей бюджета города, соответствие показателей исполнения бюджета плановым показателям);
в) анализ выявленных нарушений и недостатков, причин их возникновения;
- проверку годовой отчетности об исполнении бюджета города на соответствие:
а) порядка подготовки годовой отчетности (по форме и полноте представления) требованиям законодательства о бюджетной отчетности;
б) плановых показателей, указанных в отчётности ГАБС, показателям утверждённого бюджета с учётом изменений, внесённых в ходе исполнения бюджета;
в) фактических показателей, указанных в отчётности ГАБС, данным отчётности подведомственных ПБС;
г) корректность формирования сводной отчетности, консолидации показателей, а именно правильность суммирования одноименных показателей форм бюджетной отчетности ПБС, главного распорядителя бюджетных средств и финансового органа по соответствующим строкам и графам, исключение в установленном порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
д) установление полноты бюджетной отчётности ГАБС и её соответствия требованиям нормативных правовых актов;
е) проверку соблюдения контрольных соотношений (арифметических увязок) между показателями различных форм отчетности и пояснительной записки.
5.5. Проведение контрольных (аналитических) процедур включает анализ:
а) структуры дебиторской и кредиторской задолженности на начало и конец отчетного периода, причин и сроков их возникновения;
б) структуры расходов бюджета, их соответствия кодам бюджетной классификации;
в) соблюдения методологии бюджетного учета, формирования бюджетных регистров;
г) эффективности и результативности использования бюджетных средств ГАБС;
д) выявленных нарушений и недостатков по характеру, причин их возникновения.
5.6. Выездная проверка основывается на проведении экспертизы первичных учетных документов, регистров бюджетного учета, бюджетной отчетности объекта внешней проверки.
При выездной проверке могут осуществляться следующие контрольные процедуры:
а) экспертиза правоустанавливающих документов и договоров;
б) анализ существующего порядка организации и ведения бюджетного учета, оценка надежности средств внутреннего контроля;
в) выборочная сверка данных бюджетного учета с данными бюджетных регистров и показателями годовой отчетности;
г) выборочная проверка правомерности и порядка отражения в учете и отчетности показателей финансово-хозяйственных операций, активов и обязательств;
д) проверка оформления результатов инвентаризации активов и обязательств и соответствия их данным учета и отчетности (инвентаризационные описи, акты сверки расчетов с дебиторами и кредиторами и др.);
е) выборочная проверка целевого и эффективного использования ресурсов, анализ исполнения доходов и расходов.

 

6. Порядок проведения внешней проверки

6.1. Проведение внешней проверки подлежит планированию.
6.2. При планировании внешней проверки учитываются установленные законодательством сроки подготовки бюджетной отчетности и формирования заключения на годовой отчет об исполнении бюджета города Челябинска.
6.3. Проведение экспертно-аналитического мероприятия по внешней проверке осуществляется в соответствии с стандартом внешнего муниципального финансового контроля «Правила проведения экспертно-аналитического мероприятия», принятого Решением Коллегии КСП города Челябинска (протокол от 25.12.2013 №16).
Контрольные мероприятия по внешней проверке проводятся в соответствии с стандартом внешнего муниципального финансового контроля «Правила организации и проведения контрольного мероприятия», принятого Решением Коллегии КСП города Челябинска (протокол от 27.02.2013 №3).
6.4. Информационной основой для проведения внешней проверки являются материалы (документы, информации), представляемые объектом контроля, а также полученные по запросам КСП из внешних источников материалы.
6.5. Главные администраторы средств бюджета города не позднее 1 марта текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в Контрольно-счетную палату города Челябинска для внешней проверки.
6.6. Непосредственно проведение контрольных процедур начинается с момента получения от объекта проверки годового отчета об исполнении бюджета и прочей информации, необходимой для проведения контрольного мероприятия.
6.7. По окончании проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий внешней проверки бюджетной отчетности по каждому ГАБС в срок до 30 марта текущего финансового года результаты оформляются по итогам камеральных проверок - заключениями, по итогам выездных проверок - актами.
Указанные заключения и акты рассматриваются и утверждаются на Коллегии КСП.
Акты проверок направляются руководителям ГАБС, в сопроводительном письме к акту указывается срок предоставления в КСП информации об устранении нарушений, выявленных в процессе внешней проверки.
6.8. Подготовка заключения на годовой отчёт об исполнении бюджета города.
Для проведения внешней проверки Администрация города представляет в адрес КСП годовой отчет об исполнении бюджета города для подготовки заключения на годовой отчет об исполнении бюджета города в срок не позднее 01 апреля текущего финансового года.
Заключение на отчет об исполнении бюджета составляется с учетом результатов внешней проверки главных администраторов средств бюджета города Челябинска и включает в себя решение следующих вопросов:
- соответствие годового отчета требованиям нормативных правовых актов по составу, содержанию и срокам представления;
- соответствие показателей исполнения бюджета, указанных в годовом отчете, показателям решения о бюджете с учетом изменений, внесенных в ходе исполнения бюджета;
- соответствие фактических показателей, указанных в годовом отчете, данным отчетности главных администраторов средств бюджета города Челябинска по соответствующему бюджетному показателю;
- согласованность и достоверность годового отчета и иных форм бюджетной отчетности (соблюдение контрольных соотношений);
- анализ исполнения бюджета города Челябинска за отчетный финансовый год по доходам;
- анализ исполнения бюджета города Челябинска за отчетный финансовый год по расходам;
- анализ исполнения бюджета города Челябинска за отчетный финансовый год в части дефицита бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, муниципального долга.
Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета города Челябинска рассматривается и утверждается на Коллегии КСП, после чего не позднее 1 мая текущего финансового года представляется в Челябинскую городскую Думу с одновременным направлением в Администрацию города Челябинска и Комитет финансов города Челябинска.

Аудитор
В.Ю. Вертелецкая

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru